Дискуссия по поводу компьютерной пульсоксиметрии с А.Г. Малявиным и С.Л. Бабаком

Уважаемые коллеги!

 В последнее время профессора А.Г. Малявин и С.Л. Бабак в дискуссиях неоднократно отрицательно высказывались по поводу возможности использования компьютерной пульсоксиметрии в плане скрининга синдрома обструктивного апноэ сна. У нас по этому поводу имеется иное мнение, с которым Вы можете ознакомиться в учебном пособии «Компьютерная пульсоксиметрия в диагностике нарушений дыхания во сне» (http://www.sleepnet.ru/library/pulsoximetry/ ).

Хотелось бы прокомментировать еще одно высказывание А.Г. Малявина и С.Л. Бабака насчет того, что мы предлагаем выставлять диагноз СОАС исключительно по данным компьютерной пульсоксиметрии.

Хочу совершенно ответственно заявить, что это не соответствует действительности.  Мы НИКОГДА не утверждали, что компьютерную пульсоксиметрию нужно применять в качестве единственного и окончательного метода диагностики СОАС. Этот метод применяется исключительно для первичного скрининга СОАС с последующей верификацией диагноза методом респираторного мониторинга или полисомнографии. Этот факт подтверждается тем, что в нашем отделении мы выполняем около 60 полисомнографий ежемесячно для постановки диагноза СОАС, причем большинство пациентов направляются на дообследование как раз после выявления нарушений дыхания во сне по результатам компьютерной пульсоксиметрии.

Более того, именно активное внедрение компьютерной пульсоксиметрии в практику работы санатория и рада других учреждений УД Президента РФ позволило сформировать значительный поток пациентов на дообследование в отделение медицины сна санатория «Барвиха». Стоит отметить, что за 3 года реализации программы пульсоксиметрического скрининга в трех поликлиниках УД Президента РФ было выявлено более 200 пациентов с СОАС. Интересно, что эта цифра существенно превысила суммарную первичную выявляемость СОАС в поликлиниках за все предыдущие годы существования системы Кремлевской медицины.

Единственное исключение, которое мы считаем допустимым — это ситуация, когда в учреждении (а, порой, в городе, где проживает человек) вообще нет никакого диагностического оборудования кроме компьютерного пульсоксиметра. При этом, например, у пациента имеются маркеры СОАС (ожирение, узкая глотка, ретрогнатия, выраженная гипертрофия миндалин), отмечается явная клиническая картина СОАС с указанием на частые остановки дыхания во сне с громкими всхрапываниями, а компьютерная пульсоксиметрия выявила классические циклические десатурации с частотой 60 в час, которые характерны для апноэ сна. Неужели при этом у врача могут возникнуть сомнения, что пациент страдает тяжелой формой СОАС? И что же, его не лечить, если нет возможности уточнить диагноз более сложными методами?

Мы считаем, что в этой ситуации допустимо по данным компьютерной пульсоксиметрии поставить диагноз СОАС и провести пробную СИПАП-терапию. Тем более, что в медицине еще с доисторических времен известен термин «ex uvantibus» — диагностика, исходящая из результатов лечения. Если самочувствие пациента на фоне СИПАП-терапии резко улучшается, а по данным контрольной компьютерной пульсоксиметрии мы видим полную  нормализацию сатурации, то это практически 100% подтверждает диагноз СОАС.

Мы также хотели бы обратить внимание, что С.Л. Бабак в научных дискуссиях озвучивает один подход, а на практике реализует совершенно противоположный. Во вложении приведен выписной эпикриз, подписанный С.Л. Бабаком. Диагноз СОАС у пациентки был установлен исключительно на основании компьютерной пульсоксиметрии и без каких-либо исследований назначена  СИПАП-терапия. Т.е. Сергей Львович сделал именно то, что он так активно критикует. Очень хотелось бы, чтобы у наших коллег слова не расходились  с делами. Возможно тогда у нас будет существенно меньше разногласий по возможности использования компьютерной пульсоксиметрии в скрининговой диагностике СОАС.

Автор: Бузунов Р.В.

 

…И еще раз о месте компьютерной пульсоксиметрии в диагностике СОАС: