СОН БЫВАЕТ ХУЖЕ ПЬЯНСТВА

Оригинал статьи можно посмотреть здесь:

http://www.trud.ru/article/03-12-2005/97601_son_byvaet_xuzhe_pjanstva.html

СОН БЫВАЕТ ХУЖЕ ПЬЯНСТВА

Газета «Труд» 03.12.2005

На этой неделе стало известно: автомобиль премьер-министра Северной Осетии — Алании Александра Меркулова попал в тяжелую аварию. По одной из предварительных версий, причина аварии проста: водитель уснул за рулем.

Человек уснул. Ну и хорошо: нормальный сон — слагаемое здоровья в целом. Но ситуация резко меняется, если человек засыпает днем вопреки собственному желанию и даже не замечает, что его сознание «отключается». Увы, эпизоды, когда водитель засыпает за рулем, — частая причина аварий на дорогах.
Пациент Н., 1967 года рождения, поступил в лабораторию сна в феврале 2005 года. При поступлении предъявлял жалобы на храп, остановки дыхания во сне, беспокойный сон, дневную сонливость, снижение работоспособности и памяти. Летом 2004 года заснул за рулем и попал в аварию. Находившийся в машине пассажир погиб.
— К сожалению, этот случай достаточно типичен, — говорит заведующий лабораторией сна клинического санатория «Барвиха», доктор медицинских наук Роман БУЗУНОВ. — По зарубежной статистике, примерно 20 процентов всех ДТП связано с нарушением внимания. И чаще всего это вызвано банальным засыпанием за рулем. У нас четкой статистики не существует, но думаю, что ситуация примерно такая же.
— Конечно, все слышали об авариях из-за того, что водитель заснул за рулем. Но мы привычно считаем это трагической случайностью — человек устал или плохо спал…
— Бывает и так. Но очень часто причиной трагедии становится не просто усталость, а болезненное расстройство сна. У него есть свое название: синдром обструктивного апноэ сна (СОАС). У больных с таким диагнозом частота, возможность ДТП в 4 — 6 раз превышает среднестатистические показатели. Американцы любят все считать. Так вот, они проанализировали статистику и выяснили, что СОАС за год стал причиной около 800 тысяч дорожных происшествий, в них погибли 1400 человек, ущерб составил почти 16 миллиардов долларов. Могу еще добавить: вероятность попасть в тяжелую аварию у водителя с таким синдромом выше, чем у того, кто регулярно ездит пьяным.
— Вы говорите о такого рода случаях как о чем-то чуть ли не стихийном, но есть же воля у человека…
— В том-то и дело, что один из основных симптомов болезни — так называемое императивное засыпание, когда человек не осознает, что заснул. В быту это проявляется знакомой всем картинкой: жена толкает в бок супруга, сидящего перед телевизором: «Не храпи!». А тот удивлен: «Да я вовсе не сплю, я же телевизор смотрю…» Вот так человек и за рулем засыпает. И достаточно трех-пяти секунд, чтобы случилась катастрофа.
— Как отличить СОАС от обычной сонливости, вызванной банальным «недосыпом»?
— Есть признаки, позволяющие с большой достоверностью предположить, что человек страдает серьезным расстройством сна. Один из основных — храп. Но есть и другие. Например, частые остановки дыхания во сне. Кто-то из членов семьи вдруг говорит: «Ты ночью вроде как и не дышал». Тяжелая дневная сонливость, избыточная масса тела, хроническое нарушение ночного сна (но не бессонница, а беспокойный поверхностный сон) — тоже среди признаков СОАС. Дополнительный признак — частое (три-четыре раза за ночь) мочеиспускание. Кстати, объяснить это просто. Ночь у такого человека — постоянная стрессовая ситуация: остановки дыхания, скачки давления. А в состоянии стресса почки всегда вырабатывают больше мочи. Наконец, при этом синдроме характерна постоянная утренняя гипертония — человек уже встает с постели с высоким давлением. Набор таких признаков — веский повод заподозрить СОАС и посоветоваться с врачом.
— Как подтверждается диагноз?
— С помощью аппаратуры. Научный критерий оценки заболевания — количество остановок дыхания в час. Если их меньше десяти — это еще не болезнь, от 10 до 20 — легкая форма недуга, от 20 до 40 — средняя. Наконец, если остановок дыхания более 40 — у пациента тяжелая форма СОАС. Конечно, окончательно диагноз подтверждается в специализированных лабораториях сна. На человека надевают примерно 18 датчиков, врачи оценивают массу параметров, включая дыхание, насыщение крови кислородом, храп, структуру сна. Все это регистрируется на видеопленку. Если диагноз подтвержден, больному надо лечиться. В курс лечения входят и рекомендации по изменению образа жизни, и процедуры с применением современных приборов для лечения нарушений сна.
— Роман Вячеславович, насколько я понимаю, центров, где проводится такое лечение, пока мало. А делиться своими жалобами и тревогами с участковым терапевтом, видимо, просто бесполезно?
— Отчасти вы правы. Врачи мало знают о расстройствах сна. Например, когда я учился в медицинском институте, у нас не было ни одной лекции о сне и его нарушениях. Раньше считалось, что все просто: человек заснул — организм отдыхает. На самом же деле существует примерно 80 болезней, которые возникают именно и только во сне — или тесно связаны со сном. И треть всех смертей во сне — это не просто «легкая смерть», они обусловлены определенными заболеваниями, которые можно и нужно лечить, которые реально увеличивают смертность. Болезнь остановок дыхания — в их числе.
— Наука о сне — сомнология — относительно новое направление в медицине?
— Она начала активно развиваться лет 20 назад. Хотя, конечно, люди и раньше пытались разгадать множество загадок, связанных со сном. До России современные методики лечения расстройств сна дошли чуть позже. Но сейчас специализированные центры есть уже почти во всех крупных городах. А в целом врачи должны осваивать эту науку. Знать, например, что фраза «Ну и храпи себе на здоровье» — это глупость. Потому что храп — вовсе не «атрибут» крепкого сна, а признак нездоровья. Главная беда в том, что сам человек ничего не помнит и не чувствует. Если у него сердечный приступ, то он обратится к кардиологу. А тут у больного может быть 500 остановок дыхания за ночь, он может четыре часа из восьми вообще не дышать — и ничего не заподозрит…
— В начале разговора мы упомянули о пациенте, который, заснув за рулем, попал в аварию, в результате погиб человек. Как вы думаете, для следствия имеет значение, был ли виновник ДТП болен расстройством сна?
— В России таких прецедентов пока не было. Но существует статья «Невинное причинение вреда». Типичный пример: у водителя случился инсульт, он потерял сознание и сбил человека. По закону в этом случае водитель не несет уголовной ответственности, так как был недееспособен. Если засыпание за рулем — часть болезни, о которой человек не знал, то в этой ситуации надо очень тщательно разбираться. Но лучше, конечно, не доводить дело до аварий. Кстати, в наш центр часто обращаются люди, уже побывавшие в ДТП. Иногда именно дорожное происшествие и заставляет их начать разбираться с проблемами сна. Но, повторю, лучше делать это до того, как случилась беда.