14.10.2009 ОФИЦЕР ВО СНЕ УБИЛ ДВУХ ПЕШЕХОДОВ

Оригинал статьи можно посмотреть здесь:

http://www.izvestia.ru/news/354194

ОФИЦЕР ВО СНЕ УБИЛ ДВУХ ПЕШЕХОДОВ

«Известия» 14.10.2009

Уникальное решение вынесла Московская военная прокуратура в отношении 58-летнего военного, по чьей вине произошло ДТП с жертвами. Она закрыла дело, придя к выводу, что в смерти пешеходов виноват не сам водитель: он заснул за рулем из-за болезни, о которой ничего не знал. «Известия» провели расследование и убедились, что коварная болезнь действительно существует, но достигла ли она уже масштабов явления?

Не виноват, потому что отключился

Трагедия произошла весной 2006 года на одном из многолюдных московских проспектов. На красном светофоре, когда поток машин остановился и с тротуаров хлынули пешеходы, внезапно на перекресток на полном ходу вылетела иномарка. Она протаранила и смяла несколько машин, затем перевернулась, подмяв под себя пешеходов. На месте погибли двое. Еще несколько человек с тяжелыми травмами доставили в больницы. Сам водитель иномарки также пострадал. Его отправили в госпиталь им. Бурденко, поскольку он являлся сотрудником Министерства обороны. Высокопоставленным. Его фамилия так и не мелькнула ни в милицейской сводке, ни в новостных лентах, хотя уголовное дело было возбуждено в тот же день. «Известиям» ее тоже не назвали: официальные лица ссылаются то на тайну следствия, то на врачебную тайну. Так что назовем его гражданином А.

Следствие тянулось более трех с половиной лет. Состава преступления в действиях офицера следователи не нашли:

«Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате обстоятельств непреодолимой силы — потери управления автомобилем г-ном А. по причине имевшегося у него заболевания синдром обструктивного апноэ сна тяжелой степени».

Одна из форм этого заболевания — внезапное засыпание. Сам синдром обструктивного апноэ сна согласно приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 года N 555 к заболеваниям, запрещающим управление транспортным средством, не относится. К тому же г-н А. о наличии у него заболевания не знал и в момент, предшествовавший засыпанию, он не находился в субъективно ощутимом болезненном состоянии. Нарушений Правил дорожного движения, стоящих в причинно-следственной связи с дорожно-транспортным происшествием, в деянии г-на А. нет. Уголовное дело закрыли за отсутствием в деянии состава преступления.

Что ж, как говорится, на нет и суда нет. Виноват не водитель, а болезнь, о которой он не подозревал. Но осадок остался. Если бы простой работяга заснул за рулем, его бы тоже освободили от ответственности? Не стала ли эта болезнь просто лазейкой, позволившей уйти от статьи? Мы можем только гадать.

За рулем больной апноэ опаснее алкоголика

Но что же это за болезнь, которая позволяет уходить от уголовной ответственности?

— Если человека постоянно тянет в сон — это синдром обструктивного апноэ сна (СОАС) в тяжелой форме, — рассказывает «Известиям» доктор медицинских наук, заведующий отделением восстановительного сна клинического санатория «Барвиха» Роман Бузунов. — В частности, г-н А., которому мы ставили диагноз по запросу прокуратуры, уже много лет ежедневно ощущал разбитость и сонливость. По его словам, он засыпал везде, где только голова находила точку опоры. Он обращался к врачам, но его лечили от стенокардии и других сердечных болезней, но никак не от апноэ сна. Уже после того, как подследственный был помещен в нашу клинику, мы при помощи датчиков, регистрирующих дыхание, установили, что у мужчины за ночь останавливается дыхание до 532 раз. Вот почему он днем постоянно чувствовал сонливость и мог заснуть в любой момент.

По словам врача, этой болезни предшествуют стрессы, излишний вес и хронической недосыпание. Уже подсчитано, что в России СОАС болеет 4,7% взрослого населения после 30 лет. Причем половина из них страдает тяжелой формой.

— В одной только Москве тяжелой формой апноэ сна болеет 100 тыс. человек, — говорит Роман Бузунов. — Если предположить, что только десятая часть из них ежедневно добирается до работы и обратно на автомобиле, то это 10 тысяч потенциальных ДТП. Причем у таких больных риск попасть в ДТП в шесть раз больше, чем у нетрезвых водителей.

О СОАС как о болезни в России заговорили 20 лет назад. Изучать ее стали с 1999 года. Раньше болезнь относили к ряду сердечно-сосудистых заболеваний. Первые исследования были проведены в США в 2000 году. Результаты оказались ошеломляющими. 20% всех дорожно-транспортных происшествий происходит по причине заснувших за рулем водителей. Больше половины из этих 20% больны тяжелой формой СОАС. Исследование выявило, что в 2000 году СОАС явился причиной 310 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 1400 человек. Сразу же после этого в США на законодательном уровне СОАС включили в перечень болезней, при которых запрещено вождение автомобиля.

Лазейка в законодательстве?

В России, в которой ежегодно гибнет в ДТП до 30 тыс. человек, исследования на выявление больных СОАС не велись. По мнению специалистов отделения восстановительного сна клинического санатория «Барвиха», в России, так же как и во всем мире, 20% ДТП происходит по вине заснувших за рулем водителей. Сколько из них болеют СОАС — неизвестно. Специалисты уверены, что тоже половина.

— Официально такой статистики ГИБДД не ведет, — говорит Роман Бузунов. — В статистических отчетах ГИБДД по дорожно-транспортным происшествиям вообще отсутствует категория «засыпание за рулем».

В упомянутый центр официальные органы обращались лишь дважды. Первый раз запрос делал суд. Подсудимый, по вине которого произошло ДТП с человеческими жертвами, действительно страдал тяжелой формой СОАС. Суд заключение медиков принял к сведению и смягчил наказание, дав условный срок. Второе заключение по запросу Московской военной прокуратуры было дано как раз в отношении г-на А. Больным СОАС в России водить машину не запрещено, и по закону все правильно. Но вот что интересно: после ДТП с человеческими жертвами, и уже зная о своей болезни, г-н А. теоретически больше не должен садится за руль. Однако, как выяснили «Известия», он продолжал ездить на машине, даже когда находился под следствием.

— Это уже на совести больного, — сказал Роман Бузунов. — Что касается г-на А., то он наш пациент и активно лечится. СОАС — болезнь излечимая. Проблема в другом — не все о ней знают.

По мнению врача, если бы эта болезнь была признана опасной для вождения автомобиля наряду с эпилепсией и психическими болезнями, то г-ну А. не удалось бы избежать ответственности.

Но есть ли свидетели, что за секунды до ДТП офицер действительно заснул за рулем?

— С точностью сказать, находился ли водитель А. в состоянии сна в момент ДТП, не представляется возможным, — согласился Роман Бузунов. — Но учитывая прямолинейность движения автомашины, отсутствие тормозного пути и большую скорость — 120 км/ч, судебно-медицинская экспертная комиссия допускает вероятность засыпания.

Опыт американцев показывает, что есть основания обсудить вопрос: не пора ли дополнить список болезней, при наличии которых человеку нельзя садиться за руль? И тогда станет ясно, почему именно водители так часто засыпают на дороге…