Бузунов Роман Вячеславович
Врач-сомнолог, заведующий центром медицины сна,
профессор, д.м.н., заслуженный врач РФ,
ведущий российский эксперт по бессоннице, храпу, апноэ сна и СИПАП-терапии.

О конференции «Healthy life power»

Комментариев: 0
17
04.22

Недавно посетил первую конференцию «Healthy life power», которая была организована Университетом образовательной медицины (https://uom.education/ ). Конференция проходила в Сколково 16 апреля 2022 г. и собрала более 1500 человек, не считая онлайн-участников. Получилось весьма представительное мероприятие, которое проходило в двух залах с 10 до 19 часов и включало 14 лекций от врачей, ученых и экспертов рынка, а также несколько панельных дискуссий.

Но здесь мне хотелось бы не просто написать отчет о мероприятии, а высказать несколько мыслей, которые у меня возникли при посещении этой конференции. Они касались современных трендов в образовательном процессе и в донесении научных и медицинских данных как до врачей, так и до смежных специалистов (нутрициологов, health-коучей и др.).

В чем же заключается успех Университета, а также его преподавателей и докладчиков? Почему так много людей желают получить дополнительную специализацию в области нутрициологии, нормализации веса или health-коучинге?

На конференции было интересно не только получать новые знания, но и наблюдать за тем, как искусно докладчики преподносят свой материал, как они взаимодействуют с аудиторией и насколько у них легкая и интересная подача материала.  В общем, они не только несли в массы разумную информацию, но и проявляли чудеса ораторского искусства.

Увы, в «традиционном» образовательном процессе или на научных конгрессах большинство преподавателей или докладчиков до настоящего времени уделяют крайне мало внимания интересной подаче материала. Они думают, что если они обладают какими-то важными и полезными знаниями, то достаточно просто написать сухой текст статьи или выйти на трибуну, повернуться спиной к аудитории и монотонным языком прочитать текст со слайдов.  А аудитория будет внимательно все читать, и слушать, и восторгаться глубине их мыслей…

Здесь хотелось бы привести несколько высказываний Р.Штайнера, который еще в 1921 г. написал: «Если мы намереваемся свои самые блистательные и гениальные соображения донести до людей в форме монолога, то эти люди просто разбегутся».  Он также говорил, что видел очень умных лекторов, которые всем своим видом и слогом показывали, насколько тупа аудитория и что им очень далеко до лектора. Все понимали, что лектор говорит какие-то чрезвычайно умные вещи, но только начинали его тихо ненавидеть. Более того, по ходу лекции слушатели понимали, что изложенный предмет настолько труден и непонятен, что и не стоит прилагать даже малейшего усилия, чтобы все это понять. И что выносили из этих лекций слушатели? То, что предмет лекции скучен, сложен и не понятен. Это вызывало только раздражение и отторжение. И уж точно слушатели не хотели в дальнейшем вспоминать или тем более применять полученные знания на практике.

Штайнер также писал: «Бесполезно пытаться передать отсталому ребенку всю ту «мировую мудрость», которой ты сам обременен. В процессе преподавания надо располагать определенной гениальностью, состоящей в том, чтобы самому стать глупым, как этот ребенок. Учителю необходимо быть действительно хамелеоном, если он хочет правильно преподавать свой предмет». Особенно важно это учитывать в том случае, когда врач или ученый хочет донести до людей, не имеющих высшего медицинского образования, знания, касающиеся медицины, физиологии, нутрициологии или других смежных специальностей.

Уже прошло более 100 лет, а лектора все еще думают, что если они просто приведут какие-то данные двойных слепых плацебо-контролируемых исследований или клинических рекомендаций с уровнем доказательности А, то все слушатели тут же воспримут это как руководство к действию.  Увы, это далеко не так.

Давайте задумаемся над одним простым и очевидным фактом. У нас около 70% врачей верят в Бога, потусторонние силы, приметы, домовых, злых духов и вещие сны.  Какой уровень доказательности всего этого?  Как ни странно, он есть с позиций доказательной медицины. Это самый низший уровень доказательности – мнение эксперта. Т.е. какой-то эксперт сказал, что Бог есть (сейчас мы не обсуждаем, истинно это или ложно). Но он сказал это настолько уверенно, что большинство людей поверило! Есть такое интересное выражение по этому поводу: «Хотите читать интересные научные лекции — учитесь у протестантских проповедников».

Так вот: какой уровень доказательности нужен для этих 70% врачей, да и 70% всего населения для того, чтобы они поверили в какие-то новые идеи и приняли их как руководство к действию? Практически никакой! Нужно только красиво, наукообразно и убедительно все это преподнести. Увы, этим пользуется огромное количество псевдоученых, шарлатанов и «белых магов в седьмом поколении». А нормальная наука этому мало что может противопоставить со своими заскорузлыми принципами традиционного образовательного процесса.

Какие выводы хотелось бы сделать?

Во-первых, в Университете образовательной медицины удалось собрать удивительный лекторский состав, который, с одной стороны, высокопрофессионален и представлен в большинстве своем врачами и учеными, а с другой стороны, обладает отличными ораторскими способностями.  Именно к этому должны стремиться все образовательные организации, стремящиеся к успешному внедрению в массы своих идей.

Во-вторых, при внедрении образовательных программ по здоровому образу жизни, рассчитанных не только на врачей, но и на слушателей без медицинского образования, важно преподавать материал на таком уровне, чтобы они смогли понять и усвоить материал, а потом применить полученные знания на практике.

В современном мире успех внедрения правильных научных идей зависит не только от их истинности и полезности, но и от умения их доходчиво и увлекательно преподнести.

 

Роман Бузунов, 

Врач-сомнолог, клинический психолог, профессор,

доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ,

руководитель центра медицины сна

Клиники реабилитации в Хамовниках

www.buzunov.ru

Комментарии: