Президента Российского общества сомнологов,
заслуженного врача РФ, профессора, д.м.н.
Заседание Госдумы

Парламентские слушания по безопасности дорожного движения 4.04.2017 г.

Комментариев: 2
13
04.17

4 апреля 2017 года в Государственной думе состоялись парламентские слушания «Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения: правовые и морально-нравственные аспекты».

Слушания проводились Комитетом Государственной Думы по транспорту и строительству совместно с Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, Комитетом Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции и Комитетом Государственной Думы по охране здоровья.

Одним из докладчиков был приглашен Президент Российского общества сомнологов, профессор, д.м.н. Бузунов Р.В.

Выступление Р.В. Бузунова:

В 2009 году президент Медведев Д.А. привел данные экспертов о том, что совокупные потери экономики от ДТП за 5 лет с 2004 по 2009 год составили 5,5 триллионов рублей. Это сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за этот же период.

По данным европейских экспертов до 20% всех ДТП связаны с засыпанием за рулем. Причем это самые летальные ДТП, так как водитель не тормозит и не предпринимает действий по минимизации последствий ДТП.

В России в 2015 году произошло 184 тыс. аварий с пострадавшими, в них погибли 23 тыс. человек. Отечественной статистики по ДТП, обусловленным засыпанием за рулем, к сожалению, нет. Если принять во внимание европейские данные, то можно предположить, что в России из-за засыпания за рулем в 2015 году погибло около 4600 человек, травмировано около 37000 человек. При этом экономические потери, обусловленные «сонными» ДТП, могут достигать 200 000 млрд. в год.

До половины всех засыпаний за рулем может быть обусловлено синдромом обструктивного апноэ сна. Данным заболеванием страдает около 5-7% всего взрослого населения. Это означает, что только на дороги Москвы ежедневно выезжает около 10 000 водителей с тяжелой степенью апноэ сна. У водителей с тяжелой степенью апноэ вероятность попасть в ДТП в 3-5 раз выше, чем в общей популяции, и даже выше, чем при алкогольном опьянении.

По данным экспертов, в 2015 году в США ущерб от ДТП, обусловленных засыпанием за рулем пациентов с апноэ сна, составил 30 млрд. долларов.

В начале 2016 года Евросоюз принял директиву, которая обязывает входящие в него государства приять законодательные акты, ограничивающие возможность управления автомобилем пациентами с апноэ сна. Причем более строгие ограничения вводятся для коммерческих водителей. Представьте, если засыпает за рулем водитель, перевозящий автобус с детьми!

В 2012-2013 гг. Российское общество сомнологов с сотрудничестве с Центром медицины сна г. Челябинска, Минздравом Челябинской области и ГИБДД г. Челябинска реализовала программу «Не спи за рулем». Программа предусматривала главным образом информационные мероприятия, направленные на повышение информированности водителей, медицинских работников и полиции о проблеме засыпания за рулем и возможностях ее коррекции. Целесообразно рассмотреть этот опыт и распространить его на федеральный уровень.

Профилактика засыпания за рулем является одним из важнейших аспектов безопасности дорожного движения. Внедрение эффективных профилактических мер позволит сберечь множество жизней наших граждан и сэкономит значительные средства государства.

Предложения:

  1. Подготовить рекомендации по включению вопросов борьбы с засыпанием за рулем в Федеральную программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах». Целесообразно:
  • определение критериев засыпания за рулем и включение данной категории в классификацию факторов и причин ДТП, сбор соответствующей статистики;
  • реализация образовательного проекта по информированию водителей, врачей, сотрудников ГИБДД и других заинтересованных сторон о проблеме засыпания за рулем, в частности, обусловленного синдромом обструктивного апноэ сна.
  1. Рассмотреть возможность внесения изменений в постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1604 «Об утверждении перечней медицинских противопоказаний, показаний и ограничений к управлению транспортным средством» с признанием апноэ сна в качестве заболевания, которое может обусловить ограничения к управлению автомобилем.

 

Дума_зрители

Комментарии:
  • Евгения:

    Проблема засыпания за рулём крайне актуальна. Мои пациенты с тяжёлым апноэ, которые засыпают в коридоре в ожидании приёмы, работают водителями такси, автобусов. На настоящий момент государство не защищает пассажиров таких водителей от риска ДТП с высокой вероятностью летального исхода. Дай Бог, что с Вашей подачи, Роман Вячеславович, наши дороги станут безопаснее, и многих травм и смертей можно будет избежать.

    • Бузунов Р.В. Бузунов Р.В.:

      Евгения, спасибо за Ваш комментарий!